Религионика, или градус религиозности отчаявшегося общества

 На днях попали в мои лапы весьма интересные данные одного научного исследования, в котором приняли участие 2036 респондентов, которые репрезентовали взрослое население Украины. Социологическое исследование проводил Киевский международный институт социологии, Центр «Социальные индикаторы» и кафедра Национального университета «Киево-Могилянская академия» в рамках международного проекта – ISSP (Internazional Sozial Survey Programme)

Результаты весьма занимательны. Вышло, что украинский народ принадлежит к числу самых религиозных наций. Религиозность украинцев признанна одной из самых высоких в Европе. Без малого 90 процентов населения отождествляют себя с определенными религиозными конфессиями или течениями и лишь около 10 процентов называют себя атеистами или агностиками. При этом абсолютное большинство верующих украинцев (91%) исповедуют христианство.

 Кроме прочих вопросов широкомасштабное соц. исследование, поднимало вопрос о счастье в жизни человека. В результате по многим показателям оказалось, что верующие люди гораздо счастливее неверующих. По крайней мере, они об этом заявляют.

 Ознакомление с этими данными натолкнуло меня на некоторые размышления на тему повышения религиозности нации, и причин её вызывающих…

 Религиозность человека по-прежнему остается одним из крупнейших социальных феноменов. Чем хуже и сложнее ситуация в социуме тем выше градус религиозности общества. Кроме того, процент религиозности прямо пропорционален культурному и техническому развитию нации. В первобытных, туземных сообществах этот самый процент уверенно стремится к 100%. Чем выше общество стоит на ступени развития, тем этот процент ниже. В тех же США этот процент колеблется между 40 – 50 %. Не более.

 Религиозность издревле присуща абсолютно всем Гомо Сапиенсам, всех цветов и мастей, не зависимо от культурной принадлежности.

Любой человек имеет в мозгу врождённый психологический механизм, отвечающий за религиозно-мистическое чувство. Степень развития этого механизма у всех, ясен пончик, различна, однако даже в семьях отпетых атеистов детишки,  как правило, верят и в Деда Мороза, и в Бабая, и в Крокодила Гену, и прочих Чебурашек, а так же в массу иных сказок, и историй про добрых и злых сущностей, которые обитающих «где-то рядом» как Зелёные Человечки, которых ловят Малдер и Скалли.

 При этом по умолчанию принято, что если ребёнок ведёт себя хорошо, то Дедушка Мороз к определённой дате принесёт ему подарок, а если плохо, увы – облом. Ребятёнок, само собой, пребывает в метаниях — достаточную ли степень положительности и послушности он проявил в течение последних месяцев, и, что главное, успел ли это заценить красноносый Дедушка?

 Потребность в сказках и чудесах — важнейшая,  знаковая и очень рано проявляющаяся черта человеческой психики.

 Поэтому подрастая, вступая в пубертатный период, и даже достигнув половой зрелости повзрослевший человеческий детёныш в подавляющем большинстве случаев не утрачивает своих детских привычек полностью. Просто теперь он будет  верить, к примеру, в астрологию, нумерологию, честные выборы Президента и прочую хиромантию. Один из вариантов удариться  в православие, или с головой окунутся в секту. Благо их сейчас богато, есть из чего выбрать.

 Зададимся главным вопросом. «Почему же так происходит?»

 Всё дело  в том, что с религией в голове жить радикально проще — она, (религия) даёт на сложные и порой неразрешимые вопросы, гложущие любого индивида, простые и понятные ответы. «Почему гремит гром», «какого хрена мне так не везёт в жизни», «зачем заводить детей» «что будет, когда я умру», «в чём смысл жизни», и т.д., и т.п.

 Сапиенс, какой бы большой не была степень его образования,  не знает очень многих вещей.  При этом, что характерно, о ряде аспектов бытия задумываться иногда бывает очень даже вредно и разрушительно. Ибо познание умножает печали. Вот здесь на помощи и приходит волшебная палочка-выручалочка – Религия.

 Религия нужна и полезна именно этим — она не позволяет слабому рассудку заниматься бесплодными самокопаниями и прочей рефлексией, а просто говорит: «Не сношай  себе мозги, дитя моё! Донт вори, релакс! Следуешь простеньким правилам: квадратное несёшь, круглое  катишь — попадаешь в Рай!» Всё пучком.

И главное не надо задаваться вопросом «Почему?» Потому что. Так сказал Будда, Аллах, Моисей, или Дух Белого Орла (нужное подчеркнуть).

У человека очень сильно развит инстинкт «следования за лидером (вожаком)». Ему комфортнее подчиняться воле Высшей Силы, чем принимать решения самому.

 Большинству это отлично помогает в борьбе с «отчаяньем» на всём протяжении истории человечества.

 И всего выше сказанного следует простой вывод. Если в нашем обществе девять из десяти человек ищут спасения в религии, значит наше общество на грани отчаяния.

Есть над чем задуматься, не так ли?….

53 thoughts on “Религионика, или градус религиозности отчаявшегося общества

  • 08.12.2009 at 14:09
    Permalink

    Ферст, Вас явно плющит… то гугляем о смысле жизни, то замеряем религиозность.
    У нас народ, в отличии от других наций, не вполне отдает себе отчет в том, что такое настоящая религиозность. Себто, меня окрестили втихушку от папы коммуниста, значит, я христианка. О чем и заявляю в опросе. А то, что в церковь хочу пару раз в год (на большие праздники, в лучшем случае) и то скорее ради массовки, чем по убеждению, в счет не идет. И таких христиан — большинство! Естессно, все благодаря 70 годам вытравливания нормальной религиозности совдепией. Поэтому мы такие набожные и получились…
    Я поняла, что религиозность должна быть обратно пропорциональной прогрессу и прямо пропорциональной отчаянию. Но если религиозные люди счастливие неверующих, то, соответственно, в общей массе мы должны быть довольно счастливыми. А на самом деле, по показателю индикаторов счастья украинцы — одни из последних. Где логика?

  • 08.12.2009 at 14:20
    Permalink

    Леля, а почему религиозные счастливее? Возможно, более умиротворенные, потому что не гугляют в поисках истины, а укрываются в раковине постулатов без права на эксперимент, и все… Это не счастье, это ограниченность… А украинцы в большинстве своем псевдо-религиозные, как вы, как я, ходить в церковь на Пасху — это далеко от религии… Поэтому и «несчастливые» в своей двойственности.

  • 08.12.2009 at 14:38
    Permalink

    Согласна с Вами, Покатушка. На самом деле быть религиозным — чистой воды прагматизм… Потому что удобно и гулять не нужно, и уж тем более мозги напрягать. И теплое местечко у Бога за пазухой якобы гарантировано. Все схвачено!

  • 08.12.2009 at 14:41
    Permalink

    Ну вот, и дискуссии не вышло:) Мир, дружба, жвачка:) Фёст, ты был прав:)

  • 08.12.2009 at 15:07
    Permalink

    Мама всегда права. © 😉

  • 08.12.2009 at 16:01
    Permalink

    щось ти оце таке накропав, даруй за вислів… 🙁 сам у це віриш?

    1. про ступінь розвитку суспільсва і релігійнсть: «наука без релігії — каліка, релігія без науки — сліпа» (А. Ейнштейн). крім того, що розуміти під «ступенем розвитку»? НТП? а як же розвиток духовності? суспільство високотехнічне й високотехнологічне не завжди має і високий рівень моральності (не плутати з мораллю) і духовності.

    2. щодо щастя — цілком згодна. але не тому, що релігія не дає можливості думати, чи, краще, дає можливість не думати. все залежить від людини. навпаки, мені здається, що більше думаєш, то більш глибоко релігійною людиною стаєш. не у плані прихильності до якоїсь певної течії, але загалом, глобально. мені здається, навпаки — людина, яка не думає, не може бути по-справжньому релігійною — у містичному сенсі слова. ходити до храму і виконувати обряди — це ще не релігійність.

    3. як пов»язується віра у Бога і у діда мороза — я щось не доперла. по-моєму, це речі не порівнянні.

    4.і взагалі, по-твоєму. краще, якби суспільство не у що не вірило, ні у Щось високе (навіть примітивно)? тоді було б як у Достоєвського: Если Бога нет — значит, всё позволено. хіба таке суспільство є зразком, до якого варто прагнути??

    не знаю, чи ти мене зрозумів, але от…

  • 08.12.2009 at 16:10
    Permalink

    а взагалі якось боляче… людей, які справді шукають Бога — не тому, що це забезпечує «тепле місце у Бога за пазухою», чи позбавляє необхідності думати про сенс існування, чи тому, що так роблять усі…, але тому, що цього прагне їхня душа, тому, що без цього вони просто не можуть існувати, тому що лише Бог, лише Його пошуки надають їхньому життю спрямованості й сенсу — дуже й дуже мало… ось і тепер, думаю, мене мало хто зрозуміє:(

  • 08.12.2009 at 16:53
    Permalink

    2 anno_domini : «щось ти оце таке накропав, даруй за вислів… 🙁 сам у це віриш?» —

    Собственно, да… Иначе бы не писАл.

    Хотя, заметка собственно — это поверхностное видение, схематичное и на глубокий анализ не претендующее…

    1. Уровень развития общества имелся в виду ВЦЕЛОМ.
    Лично я не связываю Моральность с Религиозностью, сорри…

    2. Согласен. Всё зависит от человека. Но… Религия сама по себе строится на ДОГМАХ. Не предполагающих задавания вопросов.

    3. «Дед Мороз» как символ наличия у человека необходимости верить в ЧУДО.

    4. Я за то, что бы были внутренние моральные нормы у общества.

    Внутренние моральные нормы в моём видении с институтом церкви и псевдорелигиозностью не имеют ни чего общего…

    5. Я не обобщаю. Есть и такие, которые ищут Бога по зову Души, а не за «тёплое местов Раю». Но таких меньшинство…

  • 08.12.2009 at 17:29
    Permalink

    цитата: «Есть и такие, которые ищут Бога по зову Души, а не за «тёплое местов Раю». Но таких меньшинство…»

    вопрос: откуда такая информация?

    и прокомментируйте, пожалуйста, вот это

  • 08.12.2009 at 18:59
    Permalink

    Искатель, такая информация. исключительно из личных наблюдений…

    «и прокомментируйте, пожалуйста, вот это» — Сие, я так полагаю, тонкий намёк на то, что я глупец? 😉

  • 08.12.2009 at 19:16
    Permalink

    «Сие, я так полагаю, тонкий намёк…» — хз. тут наши мнения 🙂 могут не совпадать.

    в моей трактовке — скорее дружеский пинок за излишнюю самоуверенность.

  • 08.12.2009 at 20:02
    Permalink

    У писателя фантаста Айзека Азимова был такой сужет — роботы на космической станции управляющие атомным реактором на орбите земли в один прекрасный день религиозно прозрели и начали почитать атомный реактор как их высшее божество. После чего захватили космическую станцию. Людей естественно изолировали от управления станцией.

    Но как ни станно роботы прекрастно справлялись с управление реактором без людей. Оказалось что они (роботы) выполняли правильную регулировку параметров реактора на основани того что они выполняли волю их божества (тобищ реактора).

    Мифилогия (и в том числе и религия ) служит своебразным украшательством белых пробелов в знании мироздания. То к чему не может дотянутся человек обрастает мифилогией. К тому же религия выполняет воспитательную работу людей. Ведь люди без царя в голове могут наделать много бед и себя погубить.

  • 08.12.2009 at 20:08
    Permalink

    А в чём излишняя самоуверенность?

    Я же не настаиваю, что моё мнение истина в последней инстанции…

    Я просто им делюсь с Вами. Ваше дело соглашаться, или нет.
    За что меня дружески пинать? 😉

  • 08.12.2009 at 20:15
    Permalink

    2 idoser : В принципе согласен…

    И Азимов, он не дурак.. 😉

  • 08.12.2009 at 20:30
    Permalink

    Фёрст, ну захотелось человеку Вас пнуть, просто так, ни за что… по-дружески. Можно и потерпеть:)

    Да, кстати, надо различать два понятия — вера и религия. Я согласна с товарищем Бендером: религия — опиум для народа. Религия — это власть. Возможно по уровню развития сознания мы, действительно, еще не способны обойтись без религий. Вера — вопрос другой…Это и есть проявление духовности.
    Да, согласна, не все ищут Бога ради «теплого местечка в раю», но куда проще оставить самостоятельные поиски и приткнуться к какой-нибудь полусекте или религии, гда тебе расскажут, что есть гуд, а что нет, где тебе растолкуют Библию «як вона є»и скажут: «правильным путем идете, товарищи». Это я называю прагматизмом. Идеалисты так дальше и продолжают его искать. В смысле, Бога…

  • 08.12.2009 at 20:37
    Permalink

    в п.5 обращения к anno_domini я не нашёл и тени сомнения в, на мой взгляд, явно сомнительном утверждении.

    за то и пнул 🙂

    ни за что, милая liolia, я НИКОГДА не пинаю! более того, все мои пинки направлены исключительно на благо пинаемого 🙂

  • 08.12.2009 at 21:39
    Permalink

    Стучите и Вам откроют.

    Каждый ищет Бога там где считает более вероятным его найти.

    Кто-то в киосках-церквях покупает свечки, и искренне считает, что этим спасает Душу, кто-то всю жизнь идёт к Господу, и в конце пути считает, что не достоин Спасения.

    Каждому своё…
    Ищите и обрящите.

    ЗЫ. Разрыватель, тьфу… Искатель! 🙂

    Это ты мне, значит, во благо пендели отвешиваешь? ;))

  • 10.12.2009 at 01:24
    Permalink

    (Я і кажу — ) ТМ!

    Матеріал, думки — сподобалось! Вразило, навіть. От якби ще верхні ешелони влади цим плющило! (Їм жиж і з/п некислу платять… щоб цим переймались…).

    Стосовно цифр. На Зах. Україні немає 90%, Фесте! Мої спостереження над найрелігійнішим соціумом країни: на селі це до 80%, міста — біля 50%. Ми тут говоримо про СПРАВЖНІХ ВІРУЮЧИХ? Несправжні + справжні = … До 80% у середньому по Зах.Україні. (Я додав християн, рунівців, саєнтологів, дзен-буддистів — всіх порахував).

    Поляків вважають за одну з найрелігійніших націй. То там — здивуєтесь! — існує поняття, діагноз katolik praktykujacy (той, що виконує всю програму). Ці люди

    до костелу ходять на всі важливі служби/відправи, КОЖНУ неділю — меса, КОЖНИЙ прийом їжі попереджує молитва, до 200 разів на рік до храмів Божих (костели, каплиці, фігури на вулиці) вони ходять на 20 хв. і довші богослужіння. Так от — таких і там нема 90%… Забув, можу милитись… 57%, кажись.

  • 10.12.2009 at 02:28
    Permalink

    2 wikare : Понимаете, цифры-то не мои…

    Это не я придумал. Это данные Киевского института и международного фонда.

    И, естественно, я недумаю, что это реально у нас девять из десяти такие религиозно повёрнутые.

    Фишка в другом. Что они ХОТЯТ такими казаться… Вот и отвечают при опросе почти поголовно:

    «Истинно веруем!»

  • 10.12.2009 at 09:27
    Permalink

    Фесте! Я уважно прочитав початок посту 🙂

    Шо то не є Ваші цифри — знаю 🙂

    Прискіпуванням до них хочу сказати:

    погублених на Зах. Україні не більше шести на десять 🙂

    А Схід давно не був на моїх маршрутних картах 🙁

    Істинно (справжніх) віруючих на Ваших теренах, думаю, раза у два менше, ніж тут:

    загублені — це 3 з 10 :))

    Ось що я думаю! Мої цифри оптимістичні. Мо, власне вони відбивають реальність?

  • 10.12.2009 at 11:37
    Permalink

    2 wikare : Вы знаете, я скорее соглашусь с Вашими цифрами…

    Это действительно может отражать реальность…

  • 10.12.2009 at 18:12
    Permalink

    Dear First!

    Та шо то з Вами?! Шо то Ви відчули разом з думкою той пост написати? Над Україною щось ТАКЕ промайнуло … :=|
    maska.hiblogger.net/404756.html#comments

    dastina.hiblogger.net/401886.html#comments

    Плющить майже в один день багатьох… Чи то просто піднімається на увесь зріст ТЕНДЕНЦІЯ?

    P.S. Думав над «9». Цю цифру могли проплатити ті, хто має довести факт: «аранжівийе» довелі людей до ручкі, патеряни всє!

  • 11.12.2009 at 03:36
    Permalink

    2 wikare : Не знаю, что там над Украиной промайнуло… 🙂

    А вот, что проплатили так это сомнительно…
    Это ж чисто мои умозрительные заключения, что такая религиозность присуща обществу в отчаянии…

    Пища к размышлению не более…

  • 11.12.2009 at 13:11
    Permalink

    Кстати, умозаключения верные и достоверные! — Не я ска3ал. В науке считается доказанным фактом.

  • 11.12.2009 at 16:57
    Permalink

    У нас всегда умозаключения верные и достоверные! ;))

  • 11.12.2009 at 17:51
    Permalink

    И Эйнштейн, и Хокинг искали Бога в физике. И оба пришли к выводу, что Вселенная слишком совершенна, и не нуждается в чьем-то «рулении».

    Все настолько закономерно, что для Бога просто нет места.

  • 11.12.2009 at 18:51
    Permalink

    Эйнштейн, и Хокинг искали Бога в физике. Не нашли.

    Зебра провела независимое исследование. Тоже пришла к тем же выводам…

    Я бы этим троим поверил.
    Токо ни хрена не согласен, что ВСЁ закономерно…

  • 01.01.2010 at 23:49
    Permalink

    Если человек начал глубоко верить в бога, то что-то не хорошее с ним произошло, что сильно подействовало на его психику.

  • 02.01.2010 at 10:28
    Permalink

    2 drevlyanyn : Да, так часто бывает. Личные потрясения толкают индивида в религию….

  • 02.01.2010 at 12:53
    Permalink

    Із усього прочитаного можу зробити висновок, що:

    1. не усі, хто називає себе віруючими, такими є насправді;

    2. справді віруючих, або «практикуйонцих» (по wikare), за навіть оптимістичнішими прогнозами того ж wikare, на Україні буде відсотків 10 (це якщо в Польщі — 50), а то й того менше;

    3. невідповіднісь «визнавання» себе з дійсним станом речей свідчить про нєвєжество в релігійних справах людей, які називають себе релігійними;

    4. якщо така низька свідомість у людей релігійних (а це відсутність містичного зв’язку з трансцендентним), то що можна сказати про людей, які навіть відкидають можливість такого зв’язку? Можна сказати, що вони стають в опозицію. Але навіщо воно їм треба?

  • 03.01.2010 at 12:15
    Permalink

    Про яку опозицію йде мова?

  • 04.01.2010 at 04:19
    Permalink

    2 makar_78 : Рад, что в некотором роде моя писанина даёт почву для размышлений. Благодарю за внимание, что читаете….

    2 drevlyanyn : Вероятно имеется в виду оппозиция неверующих к верующим.

  • 04.01.2010 at 10:15
    Permalink

    Ніякої опозиції невіруючих до віруючих і навпаки не повинно бути, бо це призводить до братовбивства. Було б защо вбивати братів, хоча навіть самі високі помисли не повинні приводити до вбивств. Вбивати можна тільки на сторінках преси і на екранах телевізорів словами, які містять в собі правдиві факти. Тільки при цьому не слід відноситися до людей, як до тварин.

  • 04.01.2010 at 15:32
    Permalink

    2 Древлянин

    Поділяю ! Ви такими високими текстами після новорічної ночі жонглюєте легко, впевнено ! Не пили. Заздрю 🙂

    2 Макар_78 і Фест — теж діло кажете 🙂

  • 04.01.2010 at 16:47
    Permalink

    Опозиція в суб’єктивізмі, в несприйнятті та відсутності спроби зрозуміти інший світогляд. Тому подача даного матеріалу, хай хоч і з об’єктивними цифрами, для мене, як людини релігійної, була образливою. Відбулася підміна понять, коли під поняття «релігійний» увігнали масу людей, які по суті такими не є. Бо, як ми вже, здається, погодились, в Україні значно менший рівень людей релігійних, т.т. таких, яких в Польщі 50%. Він може становити лише 10% від тих, які себе такими визнали. Зосталі — представники міфологічного світогляду. Як вже зауважив Автор, людині необхідно у щось вірити чи пояснювати непояснювальне. Вбачаючи себе частиною загального космічного процесу, людина завжди буде прагнути відновлювати порушену гармонію чи то виконанням обряду, чи ж купуванням свічок, і в цьому позосталі 80% «віруючих» мало чим різняться від гомінідів палеоліту.

  • 04.01.2010 at 21:10
    Permalink

    2 drevlyanyn : Слово убивает так же как и дело. Тем более в современном Мире. Мире информации и глобализации….

    2 makar_78 : Вопрос к Вам, извините, если не корректный….

    Вы сам верующий? Какой конфессии?…

  • 04.01.2010 at 21:42
    Permalink

    В наш час, коли, погоджуюсь з Вами, можуть вбити словом, питання про конфесійність дійсно може виглядати некоректно (хоч я і пишаюсь тим, що я римо-католик). Більш конкретнішим мені видається питання: «Яке ваше Credo?». У відповіді на це я одностайний з Отцями Нікео-Константинополького собору.

  • 04.01.2010 at 22:06
    Permalink

    2 makar_78 : У Вас как Остапа Бендера кредо?

    «Всегда!!!»?… :))

  • 04.01.2010 at 22:09
    Permalink

    Слово убивает так же как и дело.

    Так, але краще вбивати словами, бо жертв буде значно менше, а ніж коли вбиватимуть кулями та ядерною зброєю.

  • 05.01.2010 at 02:40
    Permalink

    Краще ні кого не вбивати….

    Мейк лав, як то кажуть, донт вар… :))

  • 05.01.2010 at 08:32
    Permalink

    1st
    Вас не зрозумієш. Всі ми знаємо, що краще, а Ви підскажіть, як це.

  • 05.01.2010 at 14:08
    Permalink

    «…а Ви підскажіть, як це.» Подсказать как достичь Всеобщей Вселенской Любви?— Вы меня явно с кем-то путаете…. С Буддой, наверное…

  • 06.01.2010 at 22:53
    Permalink

    1st
    Здається мені, що у нас з Вами розпочався словесний понос.

  • 06.01.2010 at 23:47
    Permalink

    drevlyanyn, да ни чего страшного… Приймем словестно-поносное закрепляющее…

  • 06.01.2010 at 23:52
    Permalink

    1st
    Вже прийняв.

  • 07.01.2010 at 15:10
    Permalink

    А у нас в аптеке не продаётся такое… Блин, что делать, не знаю…

  • 07.01.2010 at 21:13
    Permalink

    А для чого Вам аптека, випийте касторки і все пройде…, якщо небагато вип`єте. Тільки не думайте, що я Вам буду заздрити. Хай щастить.

  • 07.01.2010 at 23:34
    Permalink

    Та от касторки не пройдёт….

    От касторки, скорее обратный эхвект…
    А я и не думаю. Что будете завидовать.

    Это мне Вам впору завидовать….

  • 08.01.2010 at 13:50
    Permalink

    1st
    От касторки, скорее обратный эхвект…

    Зато не буде часу на писанину і навіть бажання розмовляти.

  • 08.01.2010 at 19:55
    Permalink

    Уважаемый drevlyanyn!
    Дружеский совет…. Исключительно из личного опыта….

    Без обид.

    Когда мне не нравится чья-то писанина я её просто не читаю и не разговариваю об этом… И с тем, кто пишет. Про эхфект приёма касторки в частности. И вообще.

    Но это ж я… А у каждого свои предпочтения.

  • 08.01.2010 at 21:28
    Permalink

    1st
    Що ж це Ви так швидко образились на мене, а я й не думав Вас ображати. Це був гумор, може невдалий, але не образливий.

  • 08.01.2010 at 21:50
    Permalink

    Та то я шось… Тормозю останнім часом… :))
    Вроді з чим-чим, а з почуттям гумору був порядок… 🙂

    То Ви вибачте…
    Все нормально. Я не ображався, трохи не в дусі, вибачте…

  • 08.01.2010 at 22:35
    Permalink

    1st
    Ось і добре…

Comments are closed.