Созданные равными. Чёрно-белая фото-философия

Проживает в Соединённых Штатах Америки, в местности Мичиган,  городе Детройт, один гражданин по имени Марк Лайта (Лаита). Товарищ Лайта имеет литовские корни, но вовсе не этим он примечателен и нам интересен. Марк —  фотохудожник. И в своём деле, надо сказать, мастер. Работает в очень любопытной манере и технике. Концепция Лайты хоть и банальна, но беспроигрышна в своей выразительной проникновенности. Фотограф работает на контрасте. Своими чёрно-белыми снимками он пытается препарировать и проникать в саму человеческую сущность. На сколько ему это удаётся – судить Вам. На мой взгляд, труды камрада Лайты достойны внимания, однозначно. Ибо, цепляет. Даёт толчок поразмышлять…

Мы все рождаемся равными? Или неравенство изначально заложено? Или, всё-таки, нас деформирует до неузнаваемости социум? Все мы прекрасно разные, или уродливо одинаковые?… Возможно,  некоторые ответы Вы найдёте вглядываясь в эти чёрно-белые винтажные фото…

Свою, весьма философскую и очень даже неоднозначную, работу художник назвал «Created equal»(«Созданные равными»)

Над этим фотопроектом Марк работал 8 лет, снимая в 48 разных штатах. Каждый диптих книги — отдельная завершенная идея, заставляющая зрителя серьезно задуматься о жизни на Земле и о себе самом. Мир многогранен, и каждому важно найти в нем свое место.

Бодибилдер / Амиш, 2006/2004 гг.

Модель демонстрирующая белье / Тучная дама в «грации», 2006/2007 гг.

Победительница конкурса красоты / Стриптизерша, 2000/2002 гг.

Бездомный / Застройщик, 2002/2005 гг.

Маленький боксер / Боксер «на пенсии», 2002/2002 гг.

Житель американского Юга / Хасид, 2002/2007 гг.

Балерина / Водитель грузовика, 2002 / 2004 гг.

Маленькая балерина / Исполнительница экзотических танцев, 2003 / 1999 гг.

Член уличной банды / Мафиози, 2006/2006 гг.

Солдат морской пехоты / Ветеран, 2002/2004 гг.

Прихожанка баптистской церкви / Заключенный-расист, сторонник господства белых, 2004/2003 гг.

Бездомная / Агент по недвижимости, 2004 / 2004 гг.

Торговец наркотиками / Наркоманка, 2001 / 2004 гг.

Шеф-повар французского ресторана / Повар из уличной забегаловки, 2006/1999 гг.

Фитнес-модель / Пациент, перенесший операцию на сердце, 2002 / 2005 гг.

Вегетарианец / Мясник, 1999 / 2004 гг.

Молодой человек с бумбоксом / Пляжник, 1999 / 2002 гг.

Автомеханик / Преподаватель этикета, 2000/2007 гг.

Президент компании / Уборщик, 2006/2004 гг.

Баптистский священник / Член Ку-Клукс-Клана, 2002/2002 гг.

Молодожены / «Старожилы брака», 2004 / 2004 гг.

Посудомойщик / Посетительница кафе, 2004 / 2003 гг.

Посетитель косметического кабинета / Человек в бигуди, 2005 / 2004 гг.

Подростки-амиши / Подростки-панки, 2004/2004 гг.

Зверолов / Дама с собачкой, 2003/2004 гг.

Участник выставки домашнего скота / Охотник на крокодилов из Луизианы

Жители севера / Нудисты, 2004 / 2005 гг.

Неимущие / Состоятельные, 2004 / 2004 гг.

Байкеры / Ученики воскресной школы, 2004/2005 гг.

Многоженец / Сутенер, 2004/2003 гг.

В чём заключается уникальность фотографии? А заключается она в том, что мир фото категоричен. Фотография доходчива  и немногословна — моментальный слепок мгновенности. Быстрота, степень глубины и полнота восприятия фотографического изображения зависят исключительно от длительности мыслительного процесса зрителя. Максимальный эффект, который можно получить, — это шок. Именно этого эфекта,  я полагаю, добивается Лайта. В большинстве случаев – успешно. Именно такое состояние испытают многие, когда впервые увидят работы американского фотографа Марка Лайты из серии «Созданы равными»/«Created Equal». И ведь, что характерно, поражает даже не изображенное на снимках, а именно финал мыслительного процесса, который протекает в голове за долю секунды. Одна фотография — хорошо. За неё может зацепиться взгляд.  Две уже закономерно вызывают конкретную бурю в мыслях. Никаких слов. Одни голые визуализированные чёрно-белые эмоции. Сечёте главную фишку? Картинка врывается в мозг моментально. Если уши можно заткнуть, чтобы ничего не слышать, то молниеносно закрыть глаза не успеешь никак: изображение мгновенно отражается в сознании и буквально взрывает его…

Историческая справка.

Родители Марка Лайты уехали в подростковом возрасте из Литвы в Соединенные Штаты. Сам фотограф родился в Детройте, Мичиган, и вырос в Чикаго. В настоящее время живет в Лос-Анджелесе. Фотографию открыл для себя в возрасте 15 лет. И, будучи подростком, он посвящал этому увлечению все свое свободное время. После того как получил фотографическое образование в Колумбийском колледже и Университете Иллинойса (Чикаго), Марк основал успешный фотографический бизнес со студиями в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Своими корнями проект «Created Equal» уходит в конец 1970-х годов, когда Лайта, начинающий фотограф, снимал портреты бездомных людей в Чикаго. Спустя 30 лет он вернулся к тому замыслу, но только обогатил профессиональным опытом, и новый проект, естественно, предстает перед нами в гораздо более высоком качестве… 

On 1st-ua.com

8 thoughts on “Созданные равными. Чёрно-белая фото-философия

  • 02.03.2011 at 13:01
    Permalink

    Смущает только то что часть фотографий явно костюмированны хотя претендуют на документальность. Может быть это такое чувство юмора у Лайта (извлекать полярности)? Подобный прием я видел в клипе Мадонны — Американский пирог.

    Это скорее похоже на заигрывание с бессознательным зрителя. Когда выдаются явные противоположности а потом происходит смещение на неявные закономерности которых нет.

    Можешь обижаться, но это искусство вызывает у меня антипатию и непринятие, хотя бы потому что тут навязываются закономерности жизни которые спорны.

    И почему он уверен что все наркоманки должны быть обязательно голыми? И почему он уверен что водитель грузовика обязательно должен быть с огромным пузом? Это стереотипы и шаблоны. Только ради того что бы шокировать?

    Ф топку это искусство!!

  • 02.03.2011 at 14:52
    Permalink

    А чего мне обижаться-то? Это ж не мои фотки.. :))

    Я не сказал, что я прям тащусь от них.

    Но… Интересны. Определённо цепляет, даже откровенно отталкивающие фотки.

    В этом и прикол.

    Вызывает ПРИЛИВ ЭМОЦИЙ. Который есть толчок к неким мыслительным процессам. Не важно каким.
    Но всё равно срабатывает как катализатор.

    Даже твоя антипатия — это показатель того, что катализатор сработал.

    Некая реакция пошла.

    Стало быть цель которую ставил перед собой художник достигнута. :))

  • 09.03.2011 at 11:03
    Permalink

    Безрадостно как-то все… Слишком статичные фотки, согласна с идиозером: никоим образом не вызывают ощущения реальности и жизненности, постановочность слишком явная.

  • 09.03.2011 at 13:11
    Permalink

    Ну, ясен пень… Что в студии делалось, и постановочное…

    Но типажи СОЧНЫЕ. Чтобы Вы не говорили… 🙂

    ЗЫ. «постановочность слишком явная.» — Вся наша жизнь — одна большая постановка.

    Будете спорить?… 😉

  • 09.03.2011 at 13:55
    Permalink

    Спорить не буду, но искорки хочеться!!! А то такого студийно-срежессированного фото и у нас есть. Вон Гайдай целую книженицию выдал про образы украинцев… http://www.photogaidai.org/
    Я к тому, что идея контрастов по сути и неплохая, но раскрыта без огонька и оригиниальнсоти.

    ПС. А вот я верю, что Вы, Фёрст- автентичный!

  • 09.03.2011 at 23:07
    Permalink

    2 liolia : «А вот я верю, что Вы, Фёрст- автентичный!» —

    Мерсі за компліман!… 🙂

    Прям, зашарівся…

    Я автентичний. Автентичний учасник постановки…

    А хочеться ж бути постановником…

    Питання «хто вам заважає?» автоматично знімаються і проходять до категоріі «Риторичні. Без відповіді».

  • 10.03.2011 at 17:13
    Permalink

    А мені дуууже сподобалось. І те що фотки статичні і композиційні — особливо. Видно, що автор працював, творив 😉 . Скільки можна вихоплювати на вулиці кадри з чужого життя і оголошувати їх своєю художньою цінністю.

  • 10.03.2011 at 20:19
    Permalink

    2 samotnia :Так, мені також сподобалося. Вони статичні.

    Але, в них є застигла емоція…

    Я б це порівняв з комахами, які застигли у шматочках бурштину мільйони років тому….

    Збуджують уяву. Так само, як і ці фото…

Comments are closed.